Цитатник

Дионисий
Штрафник
Сообщения: 382
Имя: Дионисий
Благовестие: Читал сайт Tainadiveevo.ru - Отвергаю полностью
Откуда: denis.vezhov@mail.ru

Re: Цитатник

Сообщение Дионисий » 26 дек 2018, 23:50

"Если Бог благ, то все благо. То, что не благо — не существует, ибо не было создано. Не благо творится нами, ослепленными своими прегрешениями."
Из книги Птицы небесные.

Глубокая мысль. В нашем мире не благо кажется существует и существует намного больше блага. А на самом деле его не существует, в вечном бытия этого нет! Соответственно не существует той моей части, которая соучаствовала в творении неблага. Страшно!

Мне кажется, именно об этом говорят строки апокалипсиса:
Откр.17:8. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель;
и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.
Аватара пользователя
Андрей Шестак
Форумчанин
Сообщения: 578
Имя: Андрей
Благовестие: Читал сайт Tainadiveevo.ru - Принимаю полностью
Откуда: Кемерово

Re: Цитатник

Сообщение Андрей Шестак » 21 янв 2019, 08:28

"В продолжение веков были два знаменитых преобразования жизни человеческой, называемые двумя Заветами и, по известному изречению Писания, потрясениями земли (см. Агг. 2, 7). Одно вело от идолов к Закону, а другое от Закона – к Евангелию. Благовествую и о третьем потрясении – о преставлении от здешнего к тамошнему, непоколебимому и незыблемому <…>
Этому хочу уподобить и Богословие, только в противоположном отношении, ибо там преобразование достигалось через отменения, а здесь совершенство – через прибавления".
Святитель Григорий Богослов.
Брат наш есть жизнь наша
Аватара пользователя
Андрей Шестак
Форумчанин
Сообщения: 578
Имя: Андрей
Благовестие: Читал сайт Tainadiveevo.ru - Принимаю полностью
Откуда: Кемерово

Re: Цитатник

Сообщение Андрей Шестак » 19 фев 2019, 08:47

Интересные цитаты из трудов святителя Дионисия Ареопагита о круговом движении ума (обращении ума на самого себя, в ходе чего рождается самоосознание, и что открывает дорогу к Обожению). К православным дискуссиям о месте ума в рождении личности и Обожении:

"Говорят, что божественные умы движутся по окружности, когда их объединяют безначальные и бесконечные осияния Прекрасного и Добра; по прямой — когда выходят во-вне для промысла о меньших, чтобы правильно все совершить; и по спирали — когда, промышляя о меньших, продолжают неотрывно пребывать в том же положении относительно Причины тождества, Прекрасного и Добра, непрестанно двигаясь вокруг Нее по окружности.<...>

Душе же свойственно, во-первых, круговое движение: ей дарована способность входить в себя извне и единовидно сообращать свои умственные силы как бы по некоему кругу, что придает ей устойчивость, отвращает от множества того, что вне ее, и сначала сосредоточивает в себе, а потом, по мере того, как она становится единовидной, объединяет с единственно объединенными силами и таким образом приводит к Прекрасному и Добру, Которое превыше всего сущего, едино, тождественно, безначально и бесконечно.
По спирали же душа движется, когда соответствующим ей образом се озаряют божественные знания — не умственно и объединяюще, но словесно и изъяснительно, как бы смешанными и переходными энергиями.
А по прямой — когда, не входя в себя и не будучи движима объединяющей разумностью (то есть, как я сказал, по кругу), она выходит во-вне к тому, что вокруг нее, и затем извне, как бы от множества некиих разнообразных символов, возводится к простому и цельному созерцанию.

Добрый называется умственным Светом, — ибо всякий сверхнебесный ум преисполнен умственного Света, и в то же время Он отгоняет от всех, в чьи души проникает, всякое неведение и обман, и всем им передает священный свет, и очищает их умственные очи от окружающей их мглы неведения, оживляет и отверзает их, многой тяжестью тьмы смеженные, и дает им видеть сначала неяркие лучи, а вкусившим света и стремящимся к большему потом показывает Себя больше и начинает сиять им с избытком "за то, что возлюбили много..."
https://www.litmir.me/br/?b=128426&p=7
Брат наш есть жизнь наша
Аватара пользователя
Андрей Шестак
Форумчанин
Сообщения: 578
Имя: Андрей
Благовестие: Читал сайт Tainadiveevo.ru - Принимаю полностью
Откуда: Кемерово

Re: Цитатник

Сообщение Андрей Шестак » 19 фев 2019, 08:50

И ещё по этой же теме:

"Ум не как зрение, которое видит все прочие видимые вещи, а себя не видит. Он и во всем прочем действует, рассматривая, что ему необходимо - Дионисий Ареопагит называет это прямым движением ума (ὅ φησι κατ᾽ εὐθείαν κίνισιν τοῦ νοῦ), - и к себе самому возвращается и действует на себя самого, самого себя созерцая, что Дионисий называет круговым движением ( κυκλικὴν εἶναι κίνησιν) ума. Второе-то и есть лучшее и наиболее свойственное уму действование [энергия], через которое он превосходит иногда сам себя, соединяясь с Богом. Василий Великий говорит, что “ум, не рассеивающийся по внешнему...” - стало быть, он может выходить вовне! а выходя, нуждается, конечно, в возвращении, почему Василий и продолжает: »... возвращается к самому себе, а через самого себя к Богу восходит ”как бы неким надежным путем. Ведь круговому движению ума... невозможно впасть в какое бы то ни было блуждание ( ἀδύνατον εἶναι φησι πλα᾿ νη τινὶ περιπεσεῖν)" <...> https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzha ... /5#note201

К этому можно добавить, что круговое движение (восприятие умом себя) не только лучшее, ведущее "через самого себя к Богу", но и личностно-образующее действие ума.
Брат наш есть жизнь наша
Аватара пользователя
Андрей Шестак
Форумчанин
Сообщения: 578
Имя: Андрей
Благовестие: Читал сайт Tainadiveevo.ru - Принимаю полностью
Откуда: Кемерово

Re: Цитатник

Сообщение Андрей Шестак » 26 фев 2019, 08:44

"Пытаясь объяснить, как тайна Троицы присутствует в тварном мире, в котором тоже обнаруживается триединство, Августин пишет: я есмь, я знаю и я хочу; я существую как знающий и хотящий; я знаю, что я есть и что я хочу, и я хочу быть и знать. Эти три свойства объединены в жизни, они нераздельны и все-таки различны. Итак, три (бытие, знание, воля) есть одно (жизнь), отсюда становится понятнее учение о том, что в Едином Боге Отец различается от Сына и от Святого Духа. Это учение не разделяет Божество натрое и не отождествляет три Ипостаси Троицы, это учение соответствует строгому единобожию".
https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzha ... 124,91:124
Брат наш есть жизнь наша
Алексей (admin)
Админ
Сообщения: 1016
Имя: Алексей
Благовестие: Читал сайт Tainadiveevo.ru - Принимаю полностью

Re: Цитатник

Сообщение Алексей (admin) » 15 апр 2019, 00:42

Добродетель — в том, чтобы разумом человек был бы не занят миром. Сердце не может быть спокойным, пока чувства поглощены мирскими заботами. Страстям нет конца, а лукавые помыслы не прекращаются без отдаления от мира и уединения.

Пока душа не придет в опьяненность верою в Бога, впитывая силу веры, она не уврачует болезни чувств и не сможет преодолеть коварное видимое вещество, которое служит преградой для того, что обретается внутри и не воспринимаемо.
Алексей (admin)
Админ
Сообщения: 1016
Имя: Алексей
Благовестие: Читал сайт Tainadiveevo.ru - Принимаю полностью

Re: Цитатник

Сообщение Алексей (admin) » 25 апр 2019, 11:38

В какой мере человек будет пренебрегать миром сим и ревновать о страхе Божием, в такой приближается к нему Божий Промысл, и втайне ощущает человек заступление Промысла.
И если кто добровольно лишится мирских благ, то, в какой мере лишается он их, в такой же сопровождает его Божие милосердие и поддерживает его Божие человеколюбие.

И оный нищий Лазарь не по воле своей лишен был благ мира, и тело его поражено было язвами, и терпел он два горькие страдания, из которых каждое было хуже другого, однако же после почтен был на лоне Авраамовом.

Бог близок к скорбящему сердцу того, кто к Нему вопиет в скорби.
Если кого и подвергает Он иногда телесным лишениям и иным скорбям, то претерпение этого обращает нам в помощь. К душе же скорбящего являет Господь великое человеколюбие, соразмерно тяжести страданий в скорби его.
Аватара пользователя
мн.гр.Алексей
Форумчанин
Сообщения: 850
Имя: Алексей
Благовестие: Читал сайт Tainadiveevo.ru - Принимаю полностью
Откуда: Из Черниговщины

Re: Цитатник

Сообщение мн.гр.Алексей » 26 апр 2019, 06:09

Благодарственное Страстей Христовых воспоминание, и молитвенное размышление, паче иных молитв зело полезное, еже должно по вся пятки совершати, святителя Дмитрия Ростовского. (Брошюрка)

Алексей (admin)
Админ
Сообщения: 1016
Имя: Алексей
Благовестие: Читал сайт Tainadiveevo.ru - Принимаю полностью

Re: Цитатник

Сообщение Алексей (admin) » 28 апр 2019, 13:17

О СТРАСТЯХ (преп. Исаак Сирин)
Страсти – это приражения, которые производятся вещами мира сего побуждая тело удовлетворять излишние его потребности.

Как дети не рождаются без матери, так страсти не рождаются без парения (рассеяния) ума, а совершение греха не бывает без содействия страстей.

Душе быть доступною страстям полезно для уязвления совести; пребывать же в страстях – дерзко и бесстыдно.

Покой и праздность – гибель душе, и больше демонов могут повредить ей.

Каково течение воды в горной реке, такова сила раздражительности, когда найдет себе доступ в наш ум.

Страсти суть нечто придаточное, и в них виновна сама душа. Ибо по природе душа бесстрастна. Когда же слышишь в Писании о страстях душевных и телесных, да будет тебе известно, что говорится сие по отношению к причинам страстей, ибо душа по природе бесстрастна.

Страсти искореняются и обращаются в бегство непрестанным погружением мысли в Боге.

Кто душою и телом предан всегда суесловию и парениям ума, тот блудник; кто соглашается и соучаствует с ним в этом, тот прелюбодей; и кто сообщается с ним, тот идолослужитель.

Страсти, сокровенные в душе, не исправляются телесными только трудами.

Есть страсти, которые душе показывают только скорби: нерадение, уныние, печаль не нападают приражением помыслов и услаждением, но только налагают на душу тяжесть.

Самомнение есть расточение души в мечтании ее, которое приводит ее к парению и не препятствует ей парить в облаках своих помыслов, так что кружится она по всему миру.

Страсти усыпленные пробуждаются, как только встречается причина прийти им в деятельность.

Страсть тщеславия заставляет уступить ей место блудную страсть, и опять страсть блудная укрощает страсть славолюбия.

Тщеславие – служитель блуда и дело гордыни.

Как от чревоугодия рождается мятеж помыслов, так от многословия и бесстыдных бесед – неразумие и исступление ума.

Кто не удаляется добровольно от причин страстей, тот невольно увлекается в грех.

Страсти отвращать лучше памятью о добродетелях, нежели сопротивлением, потому что страсти, когда выступают из области своей и воздвигаются на брань, отпечатлевают в уме свои образы и подобия.

Вернуться в «ЖИТИЯ ПОДВИЖНИКОВ, ПОУЧЕНИЯ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей