Русская идея

Аватара пользователя
Андрей Шестак
Форумчанин
Сообщения: 972
Имя: Андрей
Благовестие: Читал сайт Tainadiveevo.ru - Принимаю полностью
Откуда: Кемерово

Re: Русская идея

Сообщение Андрей Шестак » 16 ноя 2022, 13:38

Согласно Благовестию окружающий нас мир является картинкой – продолжением нашего тела. И само тело человека – тоже картинка в человеческом сознании. Получается, что теоретически Бог мог бы создать наши тела в любых образах, например - в форме пустых воздушных шариков, лопающимися во время смерти (если все видимое нами только сон), но для чего-то же в нашем теле находятся сложнейшие системы кровообращения и дыхания, нервная система, система выделения шлаков, различные органы, в результате остановки или повреждения которых жизнь прекращается. И хотя все это по откровению картиночное, но в тоже время и настоящее. Пусть даже оно и существует только в нашем уме. Да, первопричина жизни и смерти заключена не в картинке. Но именно в картинке мы способны приближающуюся смерть предотвратить. Например, через операцию, через прием лекарств, через спасение утопающего и т. д.

Почему мир и человек устроены именно так, как мы видим? Если это всё сон, то какая разница, какими им быть? Материя могла быть внутренне более простой, однородной, не имеющей атомарной и молекулярной структуры. И наше тело вполне могло обойтись без наполнения различными органами, но представлять собой внутри некую однообразную массу типа глины, без органов и систем жизнеобеспечения. Ведь Бог вполне бы мог оживить в картинке и такое глиняное, элементарное по внутренней структуре существо.
Неужели же в творение мира и человеческого тела положен произвол?
Нет, конечно. Материальное выражает через своё устроение и свои функции духовное. Которому чужды простые ответы на сложные вопросы. И образ, например, системы кровообращения или какой-то иной природной аналогии в тварном мире, отражает аспект высшей реальности, которую одними человеческими логическими утверждениями и отрицаниями не описать.
Поэтому и природа (а человек - это и природное явление) – есть великая книга о Боге, зримо для нас написанная, но еще не истолкованная.
Однако главную запись этой книги можно причитать уже сейчас – единство всего живого в Древе Жизни.
Это и есть самая точная формулировка русской идеи. Выразившаяся ярко в творчестве русских философов конца XIX и начала XX века, она идёт, несомненно, от русского восприятия жизни (нашего национального Боговедения и Боговидения), укорененного в народе. Для которого Бог, человек и природа едины. А жизнь есть Богослужение.

Прекрасно пишет об этой русский поэт Сергей Есенин:
Всё от древа — вот религия мысли нашего народа, но празднество этой каны и было и будет понятно весьма немногим. Исследователи древнерусской письменности и строительного орнамента забыли главным образом то, что народ наш живет больше устами, чем рукою и глазом, устами он сопровождает почти весь фигуральный мир в его явлениях, и если берется выражать себя через средства, то образ этого средства всегда конкретен. То, что музыка и эпос родились у нас вместе через знак древа, — заставляет нас думать об этом не как о случайном факте мифического утверждения, а как о строгом вымеренном представлении наших далеких предков. Свидетельство этому наш не поясненный и не разгаданный никем бытовой орнамент.
Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Ни Запад и ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать этого не могли, хоть бы тысячу раз повторили себя своей культурой обратно. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо. Такое отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что «здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встает и лучами-щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти отепленные поры зерна труда моего. В этом благословение моей жизни, от этих зерен сыт я и этот на ставне петух, который стоит стражем у окна моего и каждое утро, плеском крыл и пением встречая выкатившееся из-за горы лицо солнца, будит своего хозяина». Голубь на князьке крыльца есть знак осенения кротостью. Это слово пахаря входящему. «Кротость веет над домом моим, кто б ты ни был, войди, я рад тебе». Вырезав этого голубя над крыльцом, пахарь значением его предупредил и сердце входящего. Изображается голубь с распростертыми крыльями. Размахивая крыльями, он как бы хочет влететь в душу того, кто опустил свою стопу на ступень храма-избы, совершающего литургию миру и человеку, и как бы хочет сказать: «Преисполнясь мною, ты постигнешь тайну дома сего», — и действительно, только преисполнясь, можно постичь мудрость этих избяных заповедей, скрытых в искусах орнамента. Если б хоть кто-нибудь у нас понял в России это таинство, которое совершает наш бессловесный мужик, тот с глубокой болью почувствовал бы мерзкую клевету на эту мужичью правду всех наших кустарей и их приспешников. Он бы выгнал их, как торгующих из храма, как хулителей на святого духа...
Нет, не в одних только письменных свитках мы скрываем культуру наших прозрений, через орнаментику букв и пояснительные миниатюры. Мы заставили жить и молиться вокруг себя почти все предметы. Вглядитесь в цветочное узорочье наших крестьянских простынь и наволочек. Здесь с какой-то торжественностью музыки переплетаются кресты, цветы и ветви. Древо на полотенце — значение нам уже известное, оно ни на чем не вышивается, кроме полотенца, и опять-таки мы должны указать, что в этом скрыт весьма и весьма глубокий смысл.
Древо — жизнь. Каждое утро, встав от сна, мы омываем лицо свое водою. Вода есть символ очищения и крещение во имя нового дня. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного древа и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей-рук тень-добродетель. Цветы на постельном белье относятся к кругу восприятия красоты. Означают они царство сада или отдых отдавшего день труду на плодах своих. Они являются как бы апофеозом как трудового дня, так и вообще жизненного смысла крестьянина.

И еще одно подобное свидетельство:
Княжич Всеволод:

Ты скажи-ка, красна девица, —
Ходишь ли молиться в церковь Божию?

Феврония:

Нет, ходить-то мне далёко, милый…
А и то: ведь Бог-то не везде ли?
Ты вот мыслишь: здесь пустое место,
Ан же нет — великая здесь церковь, —
Оглянися умными очами
(благоговейно, как бы видя себя в церкви).
День и ночь у нас служба воскресная,
Днём и ночью темьяны да ладаны;
Днём сияет нам солнышко (солнышко) ясное,
Ночью звёзды, как свечки, затеплятся.
День и ночь у нас пенье умильное,
Что на все голоса ликование, —
Птицы, звери, дыхание всякое
Воспевают прекрасен Господень свет.
«Тебе слава во век, небо светлое,
Богу Господу чуден высок престол!
Та же слава тебе, земля-матушка,
Ты для Бога подножие крепкое!»

Княжич Всеволод (смотрит на Февронию с изумлением):

Ай же ты, прекрасная девица!
Дивны мне твои простые речи,
Всё о радости, весельи красном.
Люди старые иначе молвят:
«Не зарись на радости земные,
На земле-то нам скорбеть, да плакать».
И уйти бы мне в пустыню вовсе, —
Эх, да удаль-молодость помеха:
Просит молодецкого веселья.

Феврония (очень ласково и проникновенно, взяв его за руку и глядя в очи):

Милый, как без радости прожить,
Без веселья красного пробыть?
Посмотри: играют пташки все,
Веселится, скачет зверь рыскучий.
Верь, не та спасённая слеза,
Что с тоски-кручинушки течёт,
Только та спасённая слеза,
Что от Божьей радости росится,
И греха мой, милый, ты не бойсь:
Всякого возлюбим, как он есть,
Тяжкий грешник, праведник-ли он;
В каждой душеньке краса Господня.
Всяк, кто стрелся (встретился — наше прим.), того Бог прислал;
В скорби он, так нам ещё нужнее.
Приласкай, хотя был лиходей,
Радостью небесною обрадуй,(уносясь мыслью).
А и сбудется небывалое:
Красотою всё разукрасится,
Словно дивный сад процветёт земля,
И распустятся крины райские.
Прилетят сюда птицы чудные, —
Птицы радости, птицы милости, —
Воспоют в древах гласом ангельским,
А с небес святых звон малиновый,
Из за облаков несказанный свет…

Опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», либретто В.И.Бельского.

В словах отца Виктора это звучит так: "Древо Творения Божьего, в котором Господь – Его ствол, а мы все - его побеги."

Поэтому вернее всего причастность к Древу Творения Божиего познаётся внутри себя и обращением к себе. Ведь побеги Древа едины в стволе и подобны ему.
Обращением к своей личности и открытием в ней, в центральной точке своего "Я" факта единства всех живых существ и мира в целом, человек подлинно соединяется с Богом и всем живым на свете. А мертвого ничего в мире и нет, если только оно не от беса. И это тоже присуще русскому способу боговидения (внутри-откровенность, совестливость).
Личность человека является не зеркалом по отношению к Богу, а самим изображением Бога, и образ Божий в человеке не возникает под формой какого-нибудь явления сознания, а представлен самой человеческой личностью во всем объеме ее природного содержания, так что это содержание непосредственно открывает нам истинную природу Бога, каким Он существует в самом себе… Мы достоверно знаем в познании самих себя, что Бог в себе самом есть живая самосущая Личность.

Виктор Иванович Несмелов (1 [13] января 1863 — 30 июня 1937) — русский философ и богослов, профессор Казанской духовной академии.

Отсюда ясно, что русская идея состоит не в создании идеологии и на её основе мощного государства, как это видится сейчас многим.
Напротив, Россия призвана преобразовать государство в братство, открыв миру единство всех живых существ в Боге (и в природе), а потом и осуществить это единство на практике.
В русской идее это осознание всеединства можно понимать и как приготовление синтеза всех истинно Божиих откровений (сказок по Благовестию), рассказанных разными народами и людьми (а у каждого народа и человека эти сказки - если они от Бога - открывают уникальные стороны Божества, и потому дополняют друг друга).
Поэтому так важно бесплотным врагам нашим, действующим через людей, оклеветать, раздавить и задушить нашу страну, не дав взойти росткам нового.
Брат наш есть жизнь наша
Аватара пользователя
Андрей Шестак
Форумчанин
Сообщения: 972
Имя: Андрей
Благовестие: Читал сайт Tainadiveevo.ru - Принимаю полностью
Откуда: Кемерово

Re: Русская идея

Сообщение Андрей Шестак » 17 ноя 2022, 12:18

Черты русского богопознания (конспективно)

Личность Бога познаётся внутри "Я" человека. Ведущая роль ума и совести в богопознании.

Обостренное восприятие и переживание добра (правды) и зла (лжи) как объективных реалий. Добро и зло никогда не смешиваются и не признаются относительными: добро оправдывается, зло осуждается.
Различение добра и зла опирается не на готовые религиозные алгоритмы, авторитеты, приказы, внешние признаки явлений, а на собственную совесть и ум. Или на постигнутый другими, но понятый и принятый тобой духовный закон. Отсюда потребность понять этот закон (почему добро и зло таковы сами в себе), ответив на вопросы:
- в чем состоит сущность добра и сущность зла, почему добро суть добро, а зло суть зло;
- причины и последствия выбора добра или зла личностью.

Воинское, волевое поражение зла в себе и во внешнем мире. Нетерпимость ко злу. Самоисправление через подвиги мысли и дела (творчество). Дерзновение против лжесмирения. Духовное богатырство (принятие последствий зла других на себя).
Бог есть Бог не потому, что он абсолютная сила, а потому, что он есть правда и любовь.
Всединство всего и всех в Боге. Познание природы Бога через земную природу и космос. Обнаружение внутреннего единства природы и всех живых существ.
Сыновство, братство, отцовство и материнство в отношениях между Богом и человеком.

Эти черты мы находим и в русском прочтении христианства. Где они противоположены традиции, декларирующей непреодолимую пропасть между Творцом и тварью и невозможность для твари познать природу Творца. В русской же традиции невозможное возможно.
При этом несомненно, что русское боговидение и боговедение имеют свой исток в глубокой древности и связаны в целом с духовным миром ариев.
Сосуществование разных традиций в русском христианстве вовсе не бесконфликтно. Хотя не всегда и не всеми это осознается.
Отвержение русского пути приводит человека к одному из вариантов идолов или фантомов под именем "бог".

P.S. Конечно, каждый человек несет в себе фрагменты разных традиций, но будущее, как я верю, за русским путём богопознания. В нём и осуществится синтез различных аспектов истины — национальных откровений народов.

Фото: Реконструкция облика Илии Муромца методом Михаила Герасимова, выполненная С. А. Никитиным.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Брат наш есть жизнь наша
Аватара пользователя
Андрей Шестак
Форумчанин
Сообщения: 972
Имя: Андрей
Благовестие: Читал сайт Tainadiveevo.ru - Принимаю полностью
Откуда: Кемерово

Re: Русская идея

Сообщение Андрей Шестак » 21 ноя 2022, 08:25

Да, именно такова русская традиция боговидения: Бог творит человека не из ничего, а из Себя Самого. И поэтому ищущий Бога человек всегда найдет Его в глубинах своей души, своего "Я". Потому и существует "Древо Творения Божьего, в котором Господь – Его ствол, а мы все - его побеги".
И значит, окончательная сверка с правдой всей полученной человеком через органы чувств информации, невзирая на любые авторитеты и источники, проводится им в сопоставлении с лучшим внутри его собственной личности. С тем образом подлинной любви, проявленным в совести, которая и созидает душу человека от источника всего - Древа Жизни.
Наличие в человеке личного самосознания с его абсолютными устремлениями необъяснимо без принятия его неразрывной связи с личным Божественным Самосознанием. Подчеркнем, для Несмелова отношение между человеческой личностью и Божественной — это даже не отношение между причиной и следствием, оно теснее и ближе любой причинно-следственной связи. Между Божественной Личностью и нашими личностями нет никакого бытийного зазора. Бог просто дан нам в нашей личности как в Своем живом образе, Он в нем просто явно присутствует. Между Им и нами существует неразрывное онтологическое единство. «Он [человек — Т.Б.] сознает свою личность как реальный образ совершенной Личности, бытие которой совпадает с его сознанием». Поэтому Бог не доказывается, Он обнаруживается, открывается в человеческой личности.
Согласно святоотеческому учению, между Богом-Творцом и его творением существует бесконечная онтологическая пропасть на сущностном и ипостасном уровнях. По Своим сущности и ипостасям Бог абсолютно трансцендентен для твари. Эта бытийная пропасть преодолевается лишь нетварной энергией Божией, которой Он творит и промышляет о Своем создании. Бог имманентен твари по Своей энергии. Душа первого человека была сотворена Богом из ничего. Хотя человеческая душа сотворена по образу и подобию Божию, она тем не менее также бесконечно отстоит от Творца по сущности.
Учение Несмелова о фактическом, онтологическом совпадении Божественной Личности и человеческих личностей явно противоречит церковному учению. Если до конца развивать эту логику совпадения, то придется сделать вывод о творении Богом человека не из ничего, но из Него Самого, из Его собственной субстанциальной Личности".
https://ugraeparhia.ru/personalizm-vikt ... nesmelova/

По этой же причине и Благовестие ставит совесть человеческую в познании Бога на первое место:
И вот однажды стоя на молитве в своем дивеевском доме, услышал вдруг голос Самой Божией Матери, сказавшей мне буквально следующее: «Сколько раз тебе было сказано и через духовника и через книги о том, что послушание должно быть только по рассуждению, а не канонически?! Запомни: зеркалом и мерилом твоего послушания должна быть только твоя совесть!» Тогда посмел спросить: «А если митрополит или Патриарх скажут что-то идущее вразрез с моей совестью?» «Не слушаться, - сказала Матерь Божия, - Но если и последний нищий скажет тебе что-либо не отвергаемое твоей совестью – слушаться и исполнять со всяким тщанием и старанием!» «А как аз могу узнать есть ли во мне совесть или нет?» «А совесть - она либо есть, либо ее нет» - ответила Божия Матерь, и с той поры аз грешный раб Божий стал учиться послушанию строго по рассуждению. Слушался всех: и младенцев, и случайных прохожих, и обстоятельства и жену. Если они говорили что-либо находящееся в согласии с совестью.

По этой же причине (рассмотрение совестью и разумом) и Благовестие противоречит церковному учению о вечных муках для неуспевших на Земле покаяться грешников и некрещеных (см., например, книги о. Даниила Сысоева), но учит только о временных, хотя и для многих страшных, мытарствах. То есть об аде, как о самой совершенной тюрьме, из которой человек рано или поздно выходит свободным от греха.
Но и в этой тюрьме человек не наказывается Богом, а лишь пожинает последствия своих неверных выборов - согласно духовному закону правды, который после физической смерти открывается ему до конца.

Поэтому, на мой взгляд, Бога можно открыть подлинно только в глубинах своего внутреннего существа. Там, где Он незримо соединен с душой. Иное, и даже Св. Писание и Св. Предание, это «внешние оболочки» Божества. Порою максимально близкие к Великой Тайне.
Но всё же «внешние оболочки» — это еще не Она Сама.
Брат наш есть жизнь наша
Аватара пользователя
Андрей Шестак
Форумчанин
Сообщения: 972
Имя: Андрей
Благовестие: Читал сайт Tainadiveevo.ru - Принимаю полностью
Откуда: Кемерово

Re: Русская идея

Сообщение Андрей Шестак » 22 ноя 2022, 06:26

Пока мы всё еще являемся друг для друга частями картинки, а души других непосредственно воспринять не можем. Не можем в полной мере почувствовать и понять любовь и боль собеседника, державные основания его мыслей и чувств (поставить себя на место другого; в жизни отца Виктора были такие моменты, и они описаны в Благовестии). То есть существует некая условная стена между душами. Если не сказать пропасть.
Но это время должно закончиться. Отец Виктор говорил об этом так: "Перестану быть для вас персонажем". Имея в виду себя.
Это означает, что другая личность переместится для нас из органов восприятия внешнего мира (органов чувств) в самый центр нашего Я, в источниковую точку нашей души, откуда мы сможем воспринимать непосредственно (изнутри) уже не только свою душу, а душу другого человека, со всем его держанием, образами ума и движениями сердца. Так, как мы воспринимаем себя. И поэтому сможем понять и прочувствовать его душу до конца (к такому "внекартиночному" восприятию другого человека и приближает любовь, но она у нас пока слаба).
После этого, я думаю, все противоречия между людьми и народами будут согласованы и улажены.
Во-первых будут отсеяны реальные заблуждения (а они есть у всех людей и народов).
Во-вторых будут соединены и состыкованы многие частные истины, которые только кажутся противоречивыми, поскольку мы не чувствуем изнутри друг друга. В реальности же это разные стороны (аспекты) правды.
Вот тогда-то и появиться возможность выхода на сцену истории белого коня (послушного человеку мира). И уже не внешнее, картиночное будет навязывать внутреннему своё, а внутреннее оценит и выстроит внешнее. По Благовестию это ситуация, когда не конь несёт всадника, а всадник управляет конём, просветляя коня до состояния послушности и белого света (преображения). И поэтому Благовестие является квинтэссенцией русской идеи для рождающегося нового мира. В котором каждая личность, каждый народ откроет и проявит из внутренней точки своего сотворения Богом особенные аспекты мысли и жизни, а преображенная в Русь (в Свет) Россия высветит в этом творчестве людей и народов образы и образцы правды, отделит их от тьмы и соединит всех в единое древо жизни, уже не только в теории, но и на практике. В этом и состоит ещё находящаяся в становлении русская идея.

P.S. Но прежде этого человек должен прорваться к Источнику своей души. Не снаружи, а внутри себя обрести эталон истины, который позволит провести объективное самоисследование и верно оценить собственное держание, мысли и чувства с точки зрения Бога. Без чего никакое покаяние невозможно.
В этом плане я верю, что отец Виктор выполнит своё обещание; и "персонажем" нашего мира он временно быть перестал, но ничто не может помешать ему открыться внутри наших душ (принявших его) своим держанием, чтобы помочь нашей работе над ошибками. Может быть, на данном этапе это даже важнее его физического воскрешения, которое рано или поздно обязательно произойдёт.
Брат наш есть жизнь наша

Вернуться в «ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ и ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей