Цитатник

Аватара пользователя
valerii
Форумчанин
Сообщения: 216
Имя: valerii
Благовестие: Читал сайт Tainadiveevo.ru - Принимаю полностью
Откуда: Н.Новгород

Re: Цитатник

Сообщение valerii » 19 фев 2018, 20:36

Бывший свяш, Выдумкин! Православие.ру
Борисович
Аватара пользователя
valerii
Форумчанин
Сообщения: 216
Имя: valerii
Благовестие: Читал сайт Tainadiveevo.ru - Принимаю полностью
Откуда: Н.Новгород

Re: Цитатник

Сообщение valerii » 21 фев 2018, 19:38

ПОСТИШЬСЯ НЕОХОТНО?
Архимандрит Андрей (Конанос)





Вы осознали, что наступил пост? Я нет. Как быстро течет время! Ведь еще совсем недавно мы поздравляли друг друга с началом нового года, переживали радостные события Рождества Христова, еще не до конца осмыслили эти дни – и вот… наступил Великий пост. В этом году мы празднуем Пасху очень рано… Церковь словно призывает нас в этом году жить в другом, быстром ритме, проводить дни в бодром состоянии, не оставляя нам времени на расслабление.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Сколько бы ни приходило праздников, мудрый человек не тот, кто веселится до забвения смысла празднуемых событий, а тот, кто после окончания праздников продолжает держать в себе не только эту радость, но также и воздержание, продолжает пост не только на устах, но во всех своих чувствах, в словах». Христианин, который подвизается все время, не меняет что-то существенно, лишь изменяет ритм, увеличивает скорость: молился, молится и сейчас; на разговение питался с воздержанием, контролировал себя, что продолжается и нынче.

Наступила Четыредесятница… Радуйтесь! И снова говорю: радуйтесь! Будьте радостными, что наступил этот трогательный период в жизни Церкви, чтобы мы его пережили не только в умилении, печали и скорби, но также и радости. Скорбим, потому что понимаем нашу немощь, осознаем, какими грешниками стали. Размышляем о страданиях Христовых, о Его Кресте, хотим найти виновных, задумываемся о самих себе и приходим к выводу, что и мы также повторяем Его распятие своими злыми делами и немощами, все это нас приводит в угнетенное состояние. Но мы одновременно и в радостном предвосхищении, ведь в конце нас ожидает Светлое Воскресение, поклонение Живоносному гробу, который окажется пустым, но в то же время полным Христа, Его благодати. И вот эта пустота нас наполняет невыразимой и бесконечной радостью. Подвизаемся, зная, куда идем. Идем по стопам, по ним шли все святые, вся Церковь, все наши братья, идем по тропинке, в конце которой нас ожидает Воскресение.

Вокруг себя создаю такую атмосферу, которая мне лично поможет. В чем поможет? В том, чтобы я восполнился воспоминаниями о пережитом периоде, чтобы в моем сердце осталась печать присутствия Христа, печать любви, теплоты, нежности, бодрости.

Если все, что мы делаем во время поста, не из-за любви ко Христу, то тогда наш пост действительно становится мучением и невыносимой скорбью, вызывает в нашем сердце лишь чувство раздражения и гнева. Если жертва, которую ты приносишь Христу в форме молитвы, поста, милостыни, покаяния, принудительная, то тебе не достичь цели. Эти все вещи не являются обязательными потому, что так повелевают каноны Церкви. Каноны – это проявления сердца, которое любит Христа. Осознавая немощь свою, понимая, что чувствовали святые, исполняя все это, мы пытаемся им подражать, чтобы и нам прикоснуться к их духу.

Когда любишь, не устаешь это делать. Когда любишь, приносишь себя в жертву. Мать, которая любит своих детей, своего мужа, свой дом, устает от покупок, от кухни, от разных забот, но вглядись в ее лицо – и увидишь только радость и счастье. Если нет любви, то когда даже попросишь у нее подать стакан воды – ленится, не хочет этого сделать, устает.

Вот в чем тайна Великого поста!

Если любишь Христа, чувствуешь Его любовь к себе, то все получается очень легко, ты не устаешь, живешь так, как говорит Господь наш: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне». Постишься? Постишься неохотно? Не делай этого тогда. Если постишься с мучением, ворчанием, принуждаешь себя не по доброй воле, тогда действительно заболеешь и физически, ведь пост – это лишение, это подвиг. Но когда постишься по любви, тогда Господь подаст тебе много духовных витаминов. Преподобный Паисий Святогорец говорит: «Во время поста чувствуешь себя простым творением и имеешь чистый ум, спокойное расположение духа стать на молитву; это желание возникает от пламенной любви человека ко Творцу. Пост – прекрасное средство для этого подвига».

Есть такие вещи в жизни нашей, не испытав которых на опыте, ты о них можешь только догадываться. Те, кто постился, знают, какое это великое дело. В данное время Православная Церковь держит пост. А ты? Разве ты к ней принадлежишь? Не хочешь принадлежать к общине христиан, которые из-за любви ко Христу это делают? Постись по мере своих сил. Сходи к врачу, узнай, не имеешь ли проблем со здоровьем. Не пренебрегай постом по своей боязни, из-за страха, что навредишь организму. Не недооценивай свою душу и не переоценивай свое тело! Не недооценивай свои силы, ведь можешь много сделать для Христа, с Его же помощью, конечно. Лишаюсь каких-то вещей я, но и другие тоже. Затрудняюсь с выбором пищи, но не только я один. Голодаем, чтобы насытиться. Томимся жаждой получения некоторых удовольствий этого мира, но Христос нам предлагает другие наслаждения. Некоторые, впервые постясь, чувствуют большую радость от этого, ведь все, соборно, каждый в меру своих сил, конечно, проявляют свою любовь ко Христу таким способом.

Пост напоминает человеку, что он христианин, напоминает о запрете, данном Богом в раю, не вкушать «плода». Сам плод онтологически не был чем-то плохим, ведь Всевышний не сотворил ничего грешного. Не грех употреблять мясо, ведь если было бы так, мы бы его не ели в другие периоды. Не принесут греха ни сыр, ни яйца, ни рыба, ведь Сам Господь их вкушал и благословил. Так возжелал Бог, чтобы мы проявили свое доверие и любовь к Нему именно через воздержание. Господь хочет сделать нас сильными. Для этого нам предлагает такое упражнение, ведь еще до падения человеку была дана заповедь о посте, чтобы на деле он мог проявить свою любовь. Господь к нам проявил Свою любовь на Кресте. Он не требует от нас ничего, ведь когда любишь, предаешь самого себя, не требуя ничего взамен.

Знаю таких людей, которые уже после вечерни в Неделю Сыропустную до среды, до того дня, когда совершается первая Литургия Преждеосвященных Даров, ничего не вкушают. Приступая к Чаше голодными и причащаясь Тела и Крови Христовой, некоторое время они не чувствуют потребности в еде. Вот где настоящая Пища, которую принимает в себя человек. Эту пищу нам дает Сам Господь. Приходит такой человек домой, вкушает хлеб, пьет воду, чувствует их настоящий вкус и благодарит за это Бога, за все Его дары.

Впустим Христа в свое сердце, чтобы Он изменил нашу жизнь, будем постоянно призывать Его имя, имя Божией Матери, имена святых – тогда пост пройдет очень быстро. Не успеем оглянуться, как придет Страстная седмица, а потом и Пасха. И как бы было хорошо, если бы мы потом сказали: «Как быстро пролетело время! Научился любить, смиряться, прощать, каяться. Стал человеком Христа. Слава Богу!»

В добрый час! Радуйтесь!
Борисович
Аватара пользователя
valerii
Форумчанин
Сообщения: 216
Имя: valerii
Благовестие: Читал сайт Tainadiveevo.ru - Принимаю полностью
Откуда: Н.Новгород

Re: Цитатник

Сообщение valerii » 26 фев 2018, 17:29

ВКУСИТЕ И УВИДИТЕ, КАК БЛАГ ГОСПОДЬ
Архимандрит Андрей (Конанос)


Вся наша жизнь – это путь перемен, и с той минуты, как ты познал Христа (много лет тому назад, еще в детские годы, или совсем недавно), ты, как и всякий человек, идешь этим путем. И это очень важно. Это значит, что каждый уходящий год, каждый день Христос всё больше отображается в нашей душе, Его образ и этос[1] проступают в нашем сердце, и мы становимся ближе к возрасту Христа, к Его духовной атмосфере и Его святости. Это связано с нашим преуспеянием, развитием, совершенствованием: волны жизни несут нас, Сам Дух Святой несет нас по пути к совершенству. Наша душа – не что-то статичное, а изменяющееся.
Как-то один мой приятель сказал:

– С тем «я», которое у меня раньше было, со своим старым «я» я бы даже и кофе не сел выпить. То есть я смотрю на свое старое «я» – и не смогу смириться с тем, каким же я был раньше. А теперь я изменился, – и он говорил как.

В наших устах и сердце меняется вкус Бога

То есть человек, какой он есть сегодня, не может оставаться таким же, каким был в прошлом году, и не может быть таким же, каким будет через год. В наших устах и сердце меняется вкус Бога. Бог, конечно же, остается одинаковым, Он неизменен, но нам, если мы преуспеваем духовно, свойственно понимать Бога каждый раз по-разному. Однако с этим надо быть осторожными, чтобы из-за этого не впасть в отчаяние, а воспринимать это с великой радостью и оптимизмом, видеть в этом доказательство того, что мы действительно преуспеваем.

Когда преуспеваешь, это значит, что английский, которым ты владел на первом году обучения, сейчас кажется тебе скудноватым, потому что сегодня ты уже можешь читать серьезные книги, газеты и смотреть фильмы на нем. То есть ты и тогда знал английский, и сейчас знаешь, и потом будешь его знать, когда преуспеешь, но только это не один и тот же английский. Помимо английского, это же происходит и с ангельским языком – языком, с помощью которого ты входишь в соприкосновение с Божиим пространством: он тоже не может оставаться таким же, как раньше. Когда-то ты верил в Бога довольно примитивно: дети верят, что Бог сидит где-то на луне или высоко на небе, а значит, Он не здесь. И поэтому убегают на кухню или в свою комнату, прячутся в ванной и думают, что скрылись от Бога. В Бога они верят, да, но только несовершенной верой.

Наш подход к Богу каждый раз соответствует нашим переживаниям, духовности, нашему внутреннему содержанию, молитве, которую возносим, времени, которое всему этому уделяем: молитве, чтению, внутреннему труду, самопознанию и контакту с другими людьми. Потому что именно отсюда мы черпаем опыт и подлинное чувство Бога, а не из книг. Книги в какой-то момент отходят на задний план, и появляется жизненный опыт, опыт же этот связан с истинным бытием Самого Бога и с окружающими тебя людьми.

Поэтому мы и говорим, что одно дело – читать книги о браке, а другое – жить семейной жизнью. То же происходит и с Богом. Один мой друг-монах как-то сказал, что одно дело – читать книги о монашестве, а другое – быть монахом. Я, до того как стать монахом, много читал, многое себе представлял, вообразил себе целый мир, но когда стал монахом и увидел другую реальность – в чем-то более положительную, а в чем-то более отрицательную, – то понял, что жизнь отличается от того, что мы читаем. А значит, Бог пребывает по ту сторону книг, по ту сторону того, что скажет тебе один, что скажет другой. Одно дело – что скажу тебе о Боге я, и другое – когда Бог Сам скажет тебе это в сердце, когда Он прошепчет тебе что-то. Это огромная разница.

Помню, что говорил теперь уже прославленный в лике святых Порфирий:

– Когда я был молод, у меня был один образ Бога – крайне строгий, односторонний, шаблонный. Я строил известные схемы и ставил ограничения, смотрел на людей и думал, что Бог согласен с моей логикой. Но чем больше времени проходило, чем больше я соприкасался с людьми, и душа моя перемешивалась с их душой, я видел реалии их жизни, смотрел на их чувства, сердце, борьбу, – тем больше мне каждый раз открывался другой Бог. И если я начинал с «Кормчей книги»[2] и строгости, шаблонов и абсолютов, то через какое-то время уже по-другому смотрел на всё и иначе оценивал поступки людей.

Глядя на грешных людей, он видел их ищущими истины и счастья

Это потому, что старец смотрел на то, что стоит за видимым, и видел то, чего другие понять не могли. Так, глядя на сильно грешных людей, он видел их только ищущими истины и счастья. И давал другое объяснение тому, что такое грех, что такое плохой человек, а что хороший.

Почему же он стал всё это так воспринимать, почему стал так чувствовать? Потому что у него изменился вкус Бога, ощущение того, что значит Бог. Как и во времена Христа люди тоже думали, что знали Бога, но Христос – Сам Бог воплощенный – показал им, что их представление о Боге было неверным. Когда ученики сказали Ему:

– Скажи, чтобы упал огонь с неба и сжег этот город за то, что они Тебя не приняли, – они думали, что это было по нраву Божию, – но Христос сказал им:

– Вы не знаете, какого вы духа (Лк. 9, 55). Вы не поняли Моего нрава. Я несу любовь, Я не несу мщения.

– Но у нас такая картина Бога!

– Да, Я не ругаю вас, но Я прихожу, чтобы помочь вам «кликнуть» вверх, чтобы вы поднялись выше.

У нас нет причин бороться с тем, кто смотрит на всё по-своему: это одна из стадий его жизни, это фаза, которая пройдет. Мы не можем его осуждать, отталкивать, мы можем только его понять, уважить, встать на его место и увидеть, что на его месте мы тоже смотрели бы так. То есть у него была своя причина делать то, что он делает, какое-то свое представление в уме, какой-то предрассудок.

Я ни разу не видел святого, у которого сначала сердце было бы широким, а потом он бы его сузил и стал более своенравным и тяжелым в общении. Святость означает раскрытие, расширение сердца, такую широту ума, которая вмещает всех, всех понимает, всех прощает, любит даже порочных, грешных женщин, как святой Порфирий, который нашел один такой дом на площади Омония[3] и благословил их крестом на Богоявление. Он сказал, чтобы все женщины вышли на улицу, и они высыпали полуголые, одергивая свои небольшие наряды, чтобы прикрыться, а он говорил:

– Здесь обитают души ищущие.

Что же случилось с этим человеком? А вот что случилось – он распахнул свой ум и воспринял Бога другим чувством.

Человек, взгляды которого и в 20, и в 80 лет одни и те же (а обычно, говоря «одни и те же взгляды», мы имеем в виду «одни и те же односторонние и суровые взгляды»), – он чего-то не понял в благости Господа, он не понял слов: Вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33, 9). То есть вкусите, чтобы увидеть, как благ Господь: Бог не такой, каким ты себе Его представляешь. Бог не имеет отношения к тому, что ты говоришь о Нем.

Христос всегда говорил: «Вы не понимаете»[4]. Например, когда Ему говорили, чтобы поставить Его в трудное положение:

– Закон говорит, чтобы мы побили камнями эту женщину, чтобы мы забросали ее камнями.

То есть, говоря «закон», они имеют в виду: «Бог, сказавший Моисею то-то и то-то». И Христос сказал:

– Ну что ж, давайте! Если вы безгрешны, бросайте! (ср. Ин. 5, 7).

Видите, Он всегда переводит их на другой уровень мышления, всегда берет их там, где они есть, и переставляет в другое место.

Это старание Христа, чтобы мы не оставляли в застое свою духовность, означает отмену статичности, означает всегда гибкий ум, чтобы мы постоянно «месили» свое существование и смотрели на происходящее по-другому – каждый раз глазами Христа.

Не говорить правду, когда она остра, как колючки кактуса

Не изрекать правду, если правда может сразить наповал другого. Не говорить правду, когда она остра, как колючки кактуса, и до крови поранит другого. Я не могу чистить ребенку глазик щеткой для ковров, потому что поврежу его. Когда хочешь сделать добро, надо делать его по-доброму, а чтобы сделать так, надо твердо понять, что Бог пребывает по ту сторону схем, форм, этих шаблонных движений, когда мы несчетное количество раз копируем одно и то же действие. Что мы делали некогда, то же делаем и сейчас.

Старец Порфирий так не делал, ибо он сказал:

– Когда-то я был суровым, сейчас, однако, я не такой.

Старец Порфирий берет тебя за руку и говорит:

– Научись видеть и в грехе поиск, искренний поиск, только пошедший не по тому пути. Разгляди поиск, красоту души, ищущей чего-то, и это «что-то» – совершенно истинно.

В глубине души ни один человек не ищет порока, не ищет мрака, не ищет тленного, а ищет радости, Бога, великолепия, расцвета души, красоты, умиротворения, счастья. И когда понимаешь это, становишься уютным человеком, ты можешь встретить любого и полюбить его, уважить, почтить. Сказать ему: «Я понимаю тебя, сочувствую, сострадаю», – и при виде такого твоего обхождения он опускает оружие, его сопротивление ломается, и он отключается. Потому что, оказавшись пред человеком с таким пониманием Христа и такой Божественной снисходительностью, он чувствует, что ему незачем больше запираться, спорить, враждовать, незачем вставать и высказывать свои аргументы в пользу того, какой он хороший, – он сдается сам и говорит тебе:

– Я ничто, я очень грешен, я плохой, у меня страсти!

– Зачем ты говоришь мне всё это?

– Затем, что ты излучаешь красоту, тепло, и это твое тепло не приводит меня в ужас, не заставляет окапываться, запираться и бояться тебя.

Сегодня люди боятся нас, считающих себя духовными людьми, именно потому, что эта наша духовность неубедительна. Об этом говорят факты, не я это говорю, это показывает отношение людей к нам: они не идут с легкостью на сближение с нами, чтобы раскрыть свои души, именно из-за того, что не видят на наших лицах Того Бога, Который поймет их, вникнет, полюбит, человеколюбиво приласкает.

Я могу сделать вначале какой-нибудь человеколюбивый жест, чтобы сказать другому: «Приди», – но как только он придет: «А ну-ка, иди сюда! Наконец-то я тебя поймал!» – и давай давить и душить его. Поэтому немало людей подходят к нам, делают первый шаг, но дальше этого не идут.

Многие заходят к нам, смотрят на нас и уходят. Приходят, пробуют нас на вкус, ощущают горечь, не ощущают сладости, как сказано: Вкусите и видите, яко благ Господь, – этой благости Господа, этой доброты и милосердия они в нас не чувствуют.

И я говорю это на горьком опыте собственных неправильных действий и поступков, за столько лет приводивших к такому результату, что другой смотрит на тебя, приходит в ужас и уходит.

Если ты близок к Богу и живешь истинно духовной жизнью, то поймешь это и по той перемене, которую будешь ощущать в своем отношении к Богу.

Чтобы измениться, надо разрушить старое. Ты говоришь:

– Но я же столько лет это строил и жил этим!

Если хочешь, чтобы твое сердце раскрылось по-настоящему, не надо бояться ломать старое

Да, но Христос для того и приходит. Если хочешь возрадоваться, чтобы твое сердце раскрылось по-настоящему, не надо бояться ломать старое. Ты переживешь один такой слом, и в тебе не станет того, что не истинно, что не есть истинный Бог, и появится что-то новое. Это стоит труда, и тебе стоит пройти через это разрушение и руины, ведь то, что будет созидаться, новое, будет намного лучше, намного красивее, оно сделает тебя намного счастливее, и другие будут смотреть на тебя и говорить:

– Какую же перемену совершил Бог! Бог действительно прикоснулся к этому человеку, изменил и преобразил его.

Тебя будет видно и по тому, как ты будешь смотреть на Бога, и по тому, как будешь передавать другому Божие послание…
Борисович
ЛюдмилаК
Форумчанин
Сообщения: 141
Благовестие: Читал сайт Tainadiveevo.ru - Принимаю полностью

Re: Цитатник

Сообщение ЛюдмилаК » 28 фев 2018, 13:44

ОТВЕТ СТАРЦА ФИЛОСОФАМ
Два философа пришли однажды к старцу и просили сказать им слово назидания, но старец молчал.
-- Что же ты не отвечаешь нам, отче? --спросили философы.
--Что вы филологи, т.е. любословы--это я знаю, но в то же время уверяю вас, что вы вовсе не философы.
Доколе будете учиться говорить--вы никогда не знающие, как и о чем говорить? Вот вам предмет для вашей философии
--размышлять непрестанно о смерти. И спасайте себя в безмолвии и тишине!

" Луг духовный" Иоанна Мосха. книга 1915 год.
ЛюдмилаК
Форумчанин
Сообщения: 141
Благовестие: Читал сайт Tainadiveevo.ru - Принимаю полностью

Re: Цитатник

Сообщение ЛюдмилаК » 28 фев 2018, 14:35

Пресвитер и хранитель сосудов святейшей церкви аскалонской, св. Дионисий повествовал нам об отшельнике авве Иоанне.
"Поистине, говорил он, это был великий пред Богом муж в наше время". Насколько он был угоден в очах Божиих, показывает
следующее чудо, о котором он нам разсказал.
--"Старец жил в пещере в окрестностях селения Соха, на разстоянии почти двадцати миль от Иерусалима. В пещере у старца
был образ Пресвятой Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, с Предвечным Младенцем, нашим Богом,
на руках. Куда бы ни вздумал отлучиться старец,--в глубину ли пустыни, или в Иерусалим на поклонение св. кресту и св.местам, или на
на гору Синай для молитвы , или к мученикам, почивающим в дальних местах от Иерусалима-- старец был великий почитатель
мучеников, то к тому то к другому святому--уходя, он ставил свечу и возжигал ее по обыкновению, потом став на молитву и попросив
у Бога, чтобы Он управил путь его, взывал, взирая на икону Владычицы: "Пресвятая Владычице Богородице, я ухожу в долгий путь,
на много дней. Приими попечение о свече Твоей и сохрани ее, да не погаснет она пред Тобою до моего возвращения.
--Я же ухожу в надежде на помощь Твою во время путешествия".
Произнося эти слова пред иконой, он отправлялся в путь. И совершив предположенное путешествие, продолжавшееся иногда
месяц, иногда два или три, а то--так пять и шесть месяцев, он находил дома свечу горящею, как он устроил ее и оставил,отправляясь
в путь, и никогда не видел ее потухшею сама собою, ни при пробуждении от сна, ни при возвращении из чужой страны или из пустыни".

" Луг Духовный" Иоанна Мосха.

Вернуться в «ЖИТИЯ ПОДВИЖНИКОВ, ПОУЧЕНИЯ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей